Эволюция логистических компаний в Европе

| 06.11.2018

Почему роль логистического оператора настолько возрастает в современном мире по сравнению с тем же перевозчиком? Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно вспомнить опыт наших европейских коллег.

Компании, обладавшие операционными логистическими активами (транспортными, складскими и т. д.), стали испытывать все большее и большее давление со стороны рынка, который требовал обеспечения комплексных решений в области логистики. Клиент уже не хотел размещать заказы на перевозку грузов в одной компании, координировать прибытие машин на таможенный терминал второго поставщика, контролировать процесс таможенной очистки грузов, организовывать перемещение грузов на склад третьего подрядчика и т. д.

Желанием клиента стало получение всего комплекса услуг от одного оператора. Так родилась концепция 3PL (third-party-logistics). Основной ее идей стало объединение под одним брендом как собственных услуг, так и услуг субподрядчиков и предоставление такого комплекса услуг клиентам от лица одной компании — логистического оператора. Это позволяло оператору, с одной стороны, обеспечить цепочку поставок отдельного клиента на всем ее протяжении, тем самым обеспечив соответствующее предложение в ответ на рыночный спрос на подобного рода услуги. С другой стороны, это позволяло клиенту управлять своими процессами через единого оператора. Выгода была очевидной для всех.

За счет вовлечения в работу над одним проектом других поставщиков тех или иных логистических услуг и перепродажи этих услуг конечному клиенту оператор имел дополнительную прибыль. А клиент, в свою очередь, был избавлен от проблем бесконечного координирования действий многочисленных поставщиков: он работал с одним оператором, чье имя служило гарантией качества предоставляемых услуг.

Сегодня в Европе все большую силу набирает концепция 4PL (fourth-part-logistics). Ее основное отличие от предыдущей концепции заключается в том, что логистический оператор становится единым координационным центром, который управляет не своими активами, но активами третьих компаний.

Основной задачей логистического оператора становится непосредственно управление всей логистической цепочкой клиента, четкая координация действий всех вовлеченных в процесс сторон, контроль качества предоставляемых услуг в соответствии с ранее согласованными с компанией-клиентом стандартами. Такой оператор несет всю ответственность за действия своих подрядчиков. А за счет подписания с каждым отдельным поставщиком логистических услуг так называемого сервисного контракта, четко описывающего этот уровень сервиса (как правило, это выражено в конкретных цифрах — часы, километры, штуки, проценты и т. д.), он строго контролирует требуемый уровень сервиса. Мы не будем сейчас вдаваться в детальный анализ этих процессов. Насколько действенной окажется концепция 4PL, покажет жизнь. Но это один из очередных этапов неизбежной эволюции логистического процесса в будущем.