Эволюция логистических компаний в России

| 06.11.2018

Сегодняшние реалии российского рынка логистических услуг говорят о том, что в России наблюдается стремительный переход к концепции 3PL (концепции логистических операторов). И это неизбежно сказывается на участниках рынка, которые вынуждены подстраиваться под меняющиеся требования.

Почему же многие изначально «чисто» транспортные или «чисто» складские компании становятся логистическими операторами?

В первую очередь, это происходит благодаря спросу на такие услуги на рынке. Классическая схема, когда спрос рождает предложение, работает здесь безукоризненно. Но вряд ли удовлетворить такой спрос может компания, только появившаяся на рынке, пусть она и будет иметь собственные логистические активы в виде складов или собственного подвижного состава. Слишком многое на первом этапе определяет имя оператора, его сложившаяся репутация. Именно поэтому гораздо больше шансов проявить себя в новой роли имеет уже опытный участник рынка. Такой компании клиенты готовы доверить управление всей цепью поставок, прекрасно понимая, что опытный оператор привлечет к осуществлению поставленных задач других подрядчиков. Но само имя компании — логистического оператора будет на первых порах служить гарантией обеспечения качества и надежности предоставляемого сервиса. Именно поэтому у утвердившихся на рынке компаний появляется шанс расширить собственный бизнес за счет привлечения новых клиентов и партнеров.

При этом необходимо принимать во внимание и другой важный момент. На российском рынке, хотя пока и не слишком заметно, начинается процесс укрупнения логистического бизнеса. Все больше и больше компаний — клиентов логистического рынка стремятся работать «в белую», что заметно осложняет жизнь небольших компаний, привыкших укрывать доходы и не платить налоги. Они сталкиваются с многочисленными сложностями в учете бизнеса и уже порой не в состоянии удовлетворить требования своих клиентов по предоставлению необходимой документации, подтверждающей факт оказания услуг. При этом крупные логистические операторы с пониманием относятся к подобным требованиям и охотно идут им навстречу, видя в этом еще одну возможность для привлечения клиентов. В конечном итоге небольшие компании-перевозчики начинают все больше и больше зависеть от логистических операторов, обеспечивающих их заказами. Конечно, этот процесс только начинается, но уже сейчас с уверенностью можно говорить о нем как о зарождающейся долгосрочной тенденции.

Приход многочисленных западных операторов на российский рынок транспортных и логистических услуг, безусловно, явился катализатором этих процессов. Но тем не менее главной движущей силой на рынке мне все-таки представляется клиентский спрос. Западные компании-клиенты, имея опыт реализации логистических процессов в Европе и Америке, начинают активно интересоваться подобными возможностями и на нашем рынке, что, в свою очередь, вынуждает логистические компании искать решения, удовлетворяющие рыночный спрос.

Перспективы

Процессы формирования логистических мировых рынков все более отчетливо прослеживаются и в нашей стране. Эволюция компаний от узкой специализации до предоставления комплекса логистических услуг очевидна. Можно выделить три этапа такого развития: транспортировка и экспедирование по контракту, предоставление логистических услуг на базе аутсорсинга, интегральное управление цепями поставок.

Становлению и развитию узкоспециализированной компании способствует оказание комплекса логистических услуг (не только транспортировка, но и хранение), а также выход на межрегиональный уровень, позволяющий контролировать рынки сбыта. Таким образом, необходимость в промежуточном складировании грузов клиентов возникает у компании уже на этапе осуществления мультимодальных перевозок, особенно при наличии развитой региональной сети.

Как правило, на этом этапе используются арендованные складские площади и сторонние организации, оказывающие услуги по хранению и переработке грузов, что нередко негативно сказывается на общем уровне предоставляемых клиенту услуг и нарушает принцип «точно в срок без потерь».

Вместе с тем остро встает вопрос и ценообразования, когда конечный потребитель услуг (в первую очередь крупная транснациональная компания или российский холдинг) готов платить за предоставляемый сервис «от двери до двери», а на самом деле вынужден заказывать складские и транспортные услуги у нескольких поставщиков, что заставляет содержать штат собственного логистического подразделения, занимающегося по сути координацией деятельности данных поставщиков логистических услуг.

Таким образом, логическим продолжением развития бизнеса компании, которая стремится к установлению долгосрочных (3-5 лет) отношений со своими клиентами, является ее форматирование и становление как SРL-провайдера, стремящегося организовать и построить свой бизнес по принципу «от двери до двери» (а в перспективе и от производителя до конечного потребителя продукции), с использованием собственных и привлеченных логистических ресурсов (мультимодальные перевозки, таможенные и складские терминалы).

Очевидно, что, работая на своем логистическом комплексе, компания становится более привлекательной для своих потенциальных клиентов с точки зрения прозрачности и возможности формирования консолидированного бюджета, а также, несомненно, уровня предоставляемого логистического сервиса.