Недостатки компаний-перевозчиков

| 06.11.2018

Компания-перевозчик, которая концентрирует свои усилия исключительно на предоставлении транспортных услуг, уже не в состоянии удовлетворить все требования современного клиента. На рынке все более востребованными становятся мультисервисные компании — логистические операторы.

Многие уже неоднократно сталкивались с этим утверждением. Так ли это на самом деле? В чем, собственно, заключается роль перевозчика, и чем она отличается от роли логистического оператора?

Компания-перевозчик прежде всего обладает собственным парком подвижного состава, позволяющим предоставлять услуги по грузоперевозкам. Основной бизнес-задачей для такой компании является организация перевозки грузов из точки А в точку В при условии сохранности груза и его своевременной доставки. С экономической точки зрения, это сокращение холостого пробега или максимизация использования собственного подвижного состава с целью сокращения непродуктивных издержек и повышения рентабельности бизнеса. В советские времена задача любого автохозяйства в упрощенном виде формулировалась так: неуклонное повышение такого экономического показателя, как грузооборот, измеряемого в тонно-километрах. Иными словами, главной задачей для любого автохозяйства было сокращение порожнего пробега при максимальном использовании грузоподъемности подвижного состава. Почему было? И разве нынешние компании-перевозчики не заинтересованы в том же самом?

И да, и нет. Да — потому что сокращение порожнего пробега в настоящее время, безусловно, является приоритетной задачей. Именно с этой целью практически все современные транспортные компании имеют в своем штате транспортно-экспедиционную службу. Нет — потому что в современных условиях в большинстве случае клиенты платят не за перевезенные тонны груза, а за перевозку в целом, и количество перевезенного груза уже не является определяющим фактором. Другими словами, чем меньше простой или холостой пробег подвижного состава, тем выше экономическая эффективность современного перевозчика.

Большинство перевозчиков, как правило, решают для себя одну и ту же дилемму: что лучше иметь долгосрочный контракт с клиентом, который гарантирует перевозчику стабильную регулярную загрузку своего подвижного состава в течение всего года, пусть и с относительно невысокой нормой прибыли, или, ориентируясь на нерегулярные загрузки в течение года, попытаться сполна отыграться за счет так называемых высоких сезонов спроса (обычно август и ноябрь-декабрь), когда цены на грузоперевозки значительно вырастают (иногда до 50% по сравнению с ценами в начале года). Этот вопрос каждый из перевозчиков определяет для себя сам. В любом случае, переместив груз Х из точки А в точку В, перевозчик осуществит свою бизнес-функцию, и его задача будет выполнена.