Перевозим груз воздухом: аспекты страхования

| 06.11.2018

Существует два вида страхования, относящихся к грузоперевозкам:

  • страхование непосредственно грузов,
  • страхование ответственности перевозчика за груз.

Страхователями по указанным видам выступают соответственно владельцы груза или авиаперевозчики.

В обоих случаях страхователь должен определиться с наличием у страховой компании лицензии по первому или второму виду (подразумевается естественное наличие основополагающих для занятий в нашей стране страхованием документов — кстати, заниматься страхованием в РФ может только компания-резидент, т. е. компания с «родной» регистрацией). Неплохо проверить уставный капитал и «страховые резервы», чтобы определить, сможет ли компания выплатить убыток в застрахованном объеме. В любом случае заверенные копии лицензий на право заниматься определенным видом страхования, регистрационные документы, устав и финансовый отчет за предыдущий год необходимо получить у компании-страховщика.

Существенные различия вышеуказанных видов страхования состоят в следующем:

  1. При страховании груза страхователь сам является владельцем груза и определяет страховую сумму.
  2. Страхование ответственности авиаперевозчика регулируется Воздушным кодексом РФ (ВК) и международными конвенциями и актами. Есть минимальный размер страховой суммы (лимита ответственности), на который необходимо застраховать ответственность за перевозимый груз.

Однако следует отметить, что ВК не освобождает от выплат возмещений сверх установленных в нем лимитов по страхованию. Перевозчику необходимо в договоре на перевозку самому установить лимит своей ответственности. В противном случае ответственность перевозчика будет не лимитирована.

Авиаперевозчику важно не только правильно заключить договор страхования с нужными лимитами в надежной компании, но и не идти на нарушения правил эксплуатации воздушных судов и различных требований авиационных властей, что может послужить поводом для отказа в выплате возмещения.

Одной из самых актуальных проблем в отрасли авиаперевозок, которая может привести к отказу в выплате возмещения от страховых компаний, является нарушение правил загрузки воздушных судов.

Ни для кого из авиационных специалистов — будь то инженер или летчик — не секрет, что любой самолет обладает определенными возможностями по принятию на борт груза с конкретными допусками в пределах, заложенных разработчиком конструкции. Далеко не всегда находится золотая середина, позволяющая использовать варианты загрузки без вступления в противоречие с возможностями техники.

К сожалению, сохраняется тенденция к увеличению числа авиационных происшествий, прямо или косвенно связанных с превышением допустимой взлетной массы. Основным фактором, провоцирующим как владельца воздушного судна, так и экипаж на это нарушение, является стремление к достижению существенной прибыли. Высокие заработки, желание наиболее полно удовлетворить заказчика, использовав при этом возможности авиационной техники на всю «железку» , «выжать максимум — и еще чуть-чуть» , — вот основные причины перегруза. Нередки случаи, когда экипажи вынуждены перевозить сверхнормативные грузы по прямому указанию своих руководителей, так или иначе связанных с коммерцией.

Как известно, нормы летной годности и рекомендации других нормативных документов ограничивают взлетную массу с учетом возможного отличия фактических условий от стандартных (в том числе в связи с возможными отказами двигателей или других систем). Поэтому практически при каждом взлете в стандартных условиях всегда имеется некоторый запас по взлетной массе. И если этим запасом пренебречь, взяв на борт дополнительный груз, — гарантия безопасности полета утрачивается.

Нельзя также забывать о различной степени истинного профессионализма пилотов, которая зачастую необъективно оценивается ими самими. Конечно, обостренное «чувство машины» , свойственное опытным летчикам, в некоторых случаях может предотвратить катастрофу, но и тогда риск слишком велик.

В данной ситуации страховщики считают своим профессиональным долгом напомнить всем владельцам и эксплуатантам воздушных судов: отрицательная экономическая составляющая при наступлении трагических событий в конечном итоге неизбежно перекроет потенциальную выгоду от перегруза.