Перевозки нестандартных крупногабаритных грузов в России

| 06.11.2018

Когда-то через просторы нашей страны следовали специальные поезда, перевозившие нестандартные конструкции для нефтегазовой и электротехнической продукции. Иногда их вес приближался к 500 тоннам. Сегодня возят более легкие грузы — краны, самосвалы: часто весом, едва достигающим 100 тонн. Тем не менее рынок услуг по перевозке крупногабаритных и нестандартных изделий уже сформировался.

Автотранспорт взял на себя весь груз весом до 40 тонн, так как располагает главным конкурентным преимуществом — возможность доставки «от двери до двери». Особенно это касается европейской части России. Для перевозки более тяжелых грузов у автомобилистов часто просто нет технических мощностей. Непреодолимым препятствием является грузоподъемность автомостов. Иногда клиенты даже идут на дополнительные расходы и специально их укрепляют. Но это бывает редко. Основным же способом внутриконтинентальной доставки крупногабаритных конструкций остаются железная дорога и водный транспорт.

Экспедиторские фирмы стараются выстраивать логистическую цепочку так, чтобы максимально снизить затраты на перевозку. Поэтому используется и железнодорожный путь, и водный. Ведь стоимость такой операции иногда доходит до половины цены самого груза. То есть, если турбина стоит $30 млн., то ее доставка может обойтись в $15 млн. Поэтому заводы, находящиеся рядом с водными путями, обладают уникальным конкурентным преимуществом — они могут серьезно снизить стоимость доставки своего груза, так как услуги водного транспорта дешевле. И все же на каком-то этапе перевозки обращение к железнодорожникам неизбежно.

Документация в одних руках

Если это происходит, то на территории России имеется единственное место, куда необходимо обратиться для решения данного вопроса: в отдел спецперевозок ОАО «РЖД». Именно его специалисты готовят все технические и разрешительные документы, которые позволяют нестандартному грузу пройти транзитом через страну или попасть непосредственно к заказчику на ее территории.

Так что если ваша фирма решилась перевезти какой-либо крупногабаритный или нестандартный груз, то для начала надо написать заявление на имя начальника отдела спецперевозок ОАО «РЖД». Но вы обязаны предоставить чертеж конструкции и обязательно указать ее центр тяжести. Иногда заказчику приходится ждать ответа более месяца: все заявки рассматриваются в порядке поступления и в общем потоке документооборота. Все возможные варианты доставки просчитываются на основании Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов.

Так или иначе, но любая подобная Инструкция регулирует условия безопасности транспортировки нестандартных грузов. Если же, например, вашу конструкцию можно разобрать и перевезти на универсальных платформах, то обращаться в отдел спецперевозок, естественно, необязательно.

Заказчик платит за все

Итак, ваша заявка прошла предварительное согласование, после чего началась подготовительная работа. Тут надо определиться с двумя вещами: какой транспортер будет использован и что за маршрут вам предложат. Это очень важные вещи; их надо учитывать заранее. Бывает и так, что отдел спецперевозок отказывает в транспортировке нестандартных грузов — нет технических возможностей, либо финансовые ресурсы заказчика оказались не на высоте. Может так получиться, что вам, как заказчику, придется оплатить и реконструкцию контактной сети, укрепления мостов. Это мировой опыт.

Надо отметить, что если по техническим условиям вам надо перевозить груз на железнодорожном транспортере, то не исключено, что при этом придется раскошелиться на его капитальный ремонт. Кроме стоимости ремонта придется заплатить и за аренду. Надо знать, что грузоподъемность зависит от количества осей (их бывает и 32). Если же аренда долгосрочная — более трех месяцев, то стоимость возрастает втрое. Можно, конечно, купить или взять в лизинг транспортер в Европе. Но это обойдется не дешевле. При этом надо учитывать следующее: купив подобную технику, вам придется думать об экономике использования — ведь сегодня заказов на перевозку действительно крупногабаритных грузов не так уж много.

Если сегодня заглянуть в Интернет, то можно обнаружить десятки и сотни предложений по перевозке крупногабаритных грузов. Перевозка подобных нестандартных по габаритам грузов всегда связана с валютой, с высокой платежеспособностью заказчика и гарантированными деньгами. Это хороший бизнес. Но часто на его пути встают сезонность и конкретный маршрут доставки. Сегодня крупногабаритные грузы через Россию или непосредственно в страну везут из трех точек Земного шара — из США, Японии и Европы.

До нас обычно транспортируют водным путем — так дешевле. Поэтому надо попадать в навигацию. Для внутрироссийских перевозок разрабатывается конкретный маршрут: часто очень извилистый — как по пути, так и по времени. Заказчик поэтому должен знать, что если его груз сверхгабаритный (есть и такой термин), то затраты будут соответственно дороже в разы. Если товар весом до сорока тонн, то на европейской части страны можно воспользоваться услугами автотранспорта. Если же вы перевозите груз за Урал или с Дальнего Востока, то у вас один путь — железнодорожный. Это самая гарантированная доставка в любое время года и при любой погоде. Такова сегодня реальность.

Итог

Несомненно, что по мере развития экономики и осуществления крупных проектов надобность в перевозках крупногабаритных грузов будет только возрастать. Но непреодолимым препятствием на этом пути для российских железнодорожников могут стать технические проблемы.