Страхование грузоперевозок: миф или реальность?

Страхование как услуга предполагает также так называемую «виновную ответственность», то есть ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей экспедитором.

Доказать же вину экспедитора, например в случае мошенничества путем подделки документов или при имитации вооруженного ограбления, практически невозможно, как и предусмотреть полный перечень обязанностей экспедитора при привлечении стороннего транспорта.

Пример из практики

Автомашина попала в ДТП из-за поломки в пути. Страховой компании не составит труда «объяснить» клиенту и его контрагентам, что вины клиента тут нет — вот если бы водитель был выпущен в рейс в состоянии алкогольного опьянения, тогда бы это была вина экспедитора. А «поломка в пути машины, прошедшей технический осмотр, страховым случаем по договору страхования ответственности экспедитора (перевозчика) не является»!

При этом теми же страховыми компаниями активно предлагается другая услуга — страхование перевозок грузов. Она позиционируется как более дорогая и более надежная в плане получения возмещения при наступлении страхового случая. Этот вид страхования основан прежде всего на праве регресса страховщика к экспедитору. Если вы заключаете разовый договор с неизвестным вам экспедитором, тогда регресс подходит как нельзя лучше. В противном случае вы имеете такие же права требования к долгосрочным партнерам, как и страховщик. А многие вопросы, как показывает практика, проще решать в процессе переговоров.

Огромное число компаний не страхуют перевозки грузов, если в роли перевозчика выступает индивидуальный предприниматель. Между тем сейчас этой категорией осуществляется большая часть внутрироссийских грузоперевозок.

Большинство «стандартных» договоров, предлагаемых страховщиками, не адаптированы к реальным условиям перевозок. Помимо общих размытых формулировок («сообщить все необходимые сведения», «по запросу предоставить официальные акты», «принять необходимые меры для обеспечения прав требования», «надлежаще оформленные документы» и т. п.) встречаются требования, выполнение которых просто невозможно.

Некоторые же требования как будто специально созданы для того, чтобы использовать их для всевозможных махинаций. Например, рейс Санкт-Петербург — Москва занимает от 14 до 20 часов. Отгрузка в портах ведется круглосуточно. При этом многие компании требуют в течение 12 -24 часов после выхода автомобиля предоставить детальную информацию об отправленной автомашине и водителе, осуществляющем перевозку, включая данные о принадлежности машины (ее хозяине), номерных агрегатах и даже паспортные данные водителя. Понятно, что за столь короткий срок при круглосуточных отгрузках страховая компания не может проверить все эти данные. Зато их непредставление (фактическое либо заявленное впоследствии страховщиком) — один из удобных способов ухода от ответственности.

Попытка указать в качестве объекта страхования коносаментную партию груза с последующим предоставлением детализированного сюрвейерского отчета по каждой машине не удалась ни в одной компании. В то же время при рассмотрении заявления о выплате возмещения коносамент встречается практически у всех, как и ряд документов, выходящих за рамки грузооборота (например, «предоставить справку об отгрузке товара с места погрузки»).

Право собственности на товар грузовладельца

Еще интереснее обстоят дела с определением права собственности на товар у грузовладельца. Наличия трех оригиналов коносаментов и ГТД с отметкой о выпуске груза в свободное обращение для многих компаний недостаточно. Так же как и для определения фактурной стоимости груза, которая указывается в ГТД и инвойсе. Требования к предоставлению документов по данным вопросам практически безграничны.

В настоящее время у страховых компаний нет возможности оценить вероятные риски: нет статистики правонарушений, нет общих баз данных. Кроме того, не ведется никакой практической работы по профилактике возможных страховых случаев. И поэтому весь их бизнес по страхованию перевозок — не что иное, как лотерея с элементами юридической казуистики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *